Abolition 2000 – Global Network to Eliminate Nuclear Weapons

«Abolition 2000» Сообщение о ядерном кризисе в Японии и во всём мире

Опубликовано во вторник 26 апреля, 2011, в день 25-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС

Задача по удовлетворению растущего потребления электроэнергии в национальном и мировом масштабе одновременно с попыткой уменьшения выбросов, приводящих к климатическим изменениям, заставила правительства некоторых стран обратиться к атомной энергии как возможному спасительному решению.  Однако катастрофа на Фукусиме должна стать поводом для того, чтобы остановиться, осознать настоящую опасность и цену атомной энергии и сделать неизбежный переход к развитию безопасных, чистых, возобновляемых энергоресурсов.

Землетрясение и цунами в Японии разрушили целый регион. Радиоактивные выбросы из повреждённых ядерных реакторов — серьёзная проблема. Они уже заразили радиацией продовольствие и воду в Японии, что привело к запрету на экспорт продовольствия из четырёх префектур. Выброс радиоактивной воды в Тихий океан стал причиной возрастающего международного беспокойства, связанного с тем, что радиация продолжает распространяться, отражаясь на здоровье людей и состоянии окружающей среды уже в более крупных масштабах — на всей территории Японии и по всему миру.

Всемирный Совет Abolition 2000 выражает свою озабоченность и оказывает поддержку Японии в свете тройного бедствия – землетрясения, цунами и повреждения ядерного реактора. Мы выражаем наши соболезнования за многие тысячи погубленных жизней и наше сочувствие более 150 000 пострадавшим и вынужденным покинуть свои дома, и желаем удачи в спасательных и восстановительных работах.

Независимо от того, насколько успешен отважный технический персонал Фукуcимы в своих усилиях по локализованию основной массы радиации, оставшейся в шести реакторах, ,  урок, извлечённый из трагедии, очевиден: стихийные бедствия и аварии происходили и будут происходить. Если есть вероятность, что что-то пойдёт не так, то рано или поздно это случится. Закон Мерфи и ядерная технология несовместимы. Авария на Фукусиме не первая и не последняя, которая нас ожидает, до тех пор пока страны будут продолжать использовать атомные электростанции. Аварии на АЭС Три-Майл-Айленд, Уиндскейл/Селлафилд и Чернобыль – примеры трагедий, которые имели тяжелые последствия для здоровья людей в результате радиоактивных выбросов.  Согласно исследованию, проведенному Национальным Исследовательским Советом Национальной Академии Наук США в 2005 году (BEIR VII – Phase 2), подавляющее большинство научных доказательств указывают на то, что даже низкие дозы радиоактивного излучения способны представлять определенный риск для здоровья человека.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС десятки тысяч людей погибли, и миллионы людей серьезно пострадали. Алексей Яблоков из Российской Академии Наук сообщает, что «до 1985 года более 80% детей на чернобыльских территориях Беларуси, Украины и Европейской части России были здоровыми, сегодня их менее 20%. В районах, сильно зараженных радиацией, трудно найти одного здорового ребёнка». Мы еще много лет не будем знать, какое влияние Фукусима оказала на здоровье человека и на окружающую среду. Поскольку кризисная ситуация продолжается, выбросы радиоактивных материалов будут происходить до тех пор, пока реакторы не стабилизируются, и остается вероятность возникновения дополнительных проблем, результатом которых может стать ещё более катастрофический выброс радиации, что может привести к созданию аналогичной постоянной радиоактивной «зоны отчуждения» в Японии. Вот почему катастрофе на Фукусиме присвоена такая же категория по шкале ядерных событий, как и аварии в Чернобыле (категория 7).

Фукусима ясно показала уязвимость атомных электростанций к внешним воздействиям, будь то в результате стихийных бедствий или человеческой деятельности. Удар цунами поразил внешний источник энергопитания и уничтожил всю систему охлаждения в энергоблоках.

Даже не считая аварий, стихийных бедствий и агрессивного воздействия,  производство ядерной энергии выбрасывает опасное количество радиации на всех стадиях ядерного топливного цикла, включая добычу урана, его переработку, обогащение и перевозку, а также обычную повседневную деятельность атомной электростанции.

При этом ещё никто не разрешил проблему хранения отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов производства ядерной энергии, которые остаются в высшей степени опасными в течение сотни тысяч лет. Строительство ядерных реакторов без знания того, что делать с этими радиоактивными отходами, равносильно постройке дома без функционирующего туалета.

Таким же тревожным является тот факт, что в каждую программу ядерной энергетики заложен потенциал для производства атомных бомб. Франция, Индия, Израиль и Северная Корея – все эти страны разработали ядерное оружие по программам ядерной энергетики. Существуют серьезные опасения, что другие страны с такими же программами последуют их примеру.

Ещё в 1946 году, секретарь Государственного комитета США по атомной энергии пришёл к выводу, что «развитие атомной энергии в мирных целях и развитие атомной энергии для изготовления бомб являются по большей части взаимозаменяемы и взаимозависимыми». Комитет также пришел к выводу, что «…нет никакой гарантии защиты от атомной войны» в международной системе, где государства «свободны в разработке атомной энергии и только дали обещание не использовать её для изготовления бомб».

Утверждения о том, что ядерная энергия является эффективным экономическим выбором, не выдерживают проверки временем. Истинные расходы скрываются за значительными государственными субсидиями, ограниченной ответственностью за несчастные случаи и за ценовой структурой, не включающей затраты на хранение отходов и вывод из эксплуатации старых атомных электростанций. Добавьте к этому огромные затраты на компенсацию и ликвидацию последствий аварий, таких как Чернобыль и Фукусима. Даже без учета этих затрат, цена на ядерную энергию за киловатт-час примерно в два раза выше, чем цена за киловатт-час у природного газа, и вряд ли она снизится. Расходы ветроэнергетики и солнечной энергетики, с другой стороны, теперь аналогичны расходам на ядерную энергию, и быстро сокращаются по мере того, как улучшается энергоэффективность и начинает работать экономия за счёт роста производства (к примеру, чем больше производится ветрогенераторов и солнечных панелей, тем быстрее снижается стоимость единицы продукции).

В равной степени ложными являются и утверждения о том, что ядерная энергия имеет нейтральный уровень эмиссии углерода и, следовательно, является целесообразной альтернативой, которая поможет oстановить и повернуть вспять процесс климатических изменений. Действительно, деление обогащённого урана в ядерном реакторе для выработки энергии не дает выбросов углерода. Однако это происходит на других стадиях, необходимых для производства ядерной энергии. К ним относятся добычи уранового концентрата, перевозка и дробление урановой руды, добыча урана, обогащение урана, прокаливание окиси урана, упаковка урана, а также строительство и вывод из эксплуатации атомных электростанций.

Я. В. Сторм ван Лёвен и П. Смит («Атомная энeргетика: энергетический баланс») вычислили, что при использовании урановой руды с высоким качеством, количество CO2, производимого в процессе полного ядерного цикла, составляет от половины до одной трети количества, производимого газовой электростанцией такого же размера. При использовании руды с низким качеством (менее 0,02% U3O8 за тонну руды), количество CO2, производимого в процессе полного ядерного цикла, равно количеству, вырабатываему газовой электростанцей такого же размера.

Кроме того, строительсто атомных электростанций занимает годы, и затраты на научные исследования, разработки и ссуды исчисляются миллиардами долларов. Если бы эти средства были направлены на развитие технологий использования возобновляемых источников энергии, это обеспечило бы гораздо более быструю, безопасную и экологически чистую замену ископаемому топливу. Это бы также помогло разработке энергоресурсов, подходящих общинам в развивающихся странах, многие из которых не являются частью национальных сетей электроснабжения и, таким образом, не обслуживаются централизованным производством электроэнергии, но могли бы использовать местные источники энергии, такие как энергии ветра и солнца.

Мировой совет Abolition 2000 объявляет о создании Международного Aгентства по возобновляемым источникам энергии, которое сможет помочь странам в удовлетворении их энергетических потребностей через использование безопасных, экологически чистых и возобновляемых источников энергии без необходимости использования атомной энергии.

Как отмечалось в заявлении Abolition 2000 в 1995 году,  «необходимо признать неразрывную связь между «мирным» и боевым использованием ядерных технологий и угрозой для будущих поколений вследствие создания и использования долгоживущих радиоактивных материалов. Мы должны двигаться в сторону чистых, безопасных и возобновляемых разновидностей производства энергии, которые не обеспечивают материала для оружия массового уничтожения и не отравляют окружающую среду на протяжении тысячелетий. Истинное, «неотъемлемое» право принадлежит не ядерной энергии, а жизни, свободе, и безопасности человека в мире без ядерного оружия».

В знак солидарности с сотнями тысяч жертв и пострадавших от ядерной энергетики и военной промышленности, мы призываем положить конец атомной энергии и вооружению, последствия воздействия которых на человеческое здоровье и экологию не поддаются контролю ни во времени, ни в пространстве.